Центр правовой помощи "СТОЛИЦА"
Перейти к контенту

Главное меню:

Юридическая помощь
 

Претензионный порядок при юридической консультации
 
Этот способ наименее затратный как с позиции финансов, так и с позиции времени и нервов. Очень часто нарушение прав клиента происходит из-за действий, вызванных незнанием закона и правовых последствий, которые эти действия могут повлечь.  В таких ситуациях нужно рассчитывать на правосознательность оппонента клиента и допускать наличие у него волеизъявления, направленного на прекращение нарушений закона, если такие имеют место.  На практике разрешение спора в претензионном порядке происходит в нескольких формах в зависимости от конкретной ситуации и готовности обеих сторон не провоцировать более глобальный конфликт.
 

1.  Диалог
В ситуациях, когда конфликт между сторонами ещё сохранил возможность устного общения, эффективным способом является контролируемый юристом диалог между участниками проблемы. Юридическая консультация, в данной ситуации, происходит одновременно со всеми лицами, чьи интересы затронул конфликт. При этом, задача юриста заключается в недопущении увеличения градуса накаливания в отношениях между людьми путём перевода проблемы в правовое русло с одновременным абстрагированием от эмоций и личностных оценок. Во время оказания такой юридической услуги юрист выслушивает претензии одной стороны к другой и даёт им мотивированную, с позиции закона, оценку. Затем юридическая консультация продолжается выслушиванием доводов второй стороны конфликта и этим доводам также даётся правовая оценка. Задача юриста заключается в оперативном анализе ситуации не только с позиции закона, но и с позиции судебной практики и принципов разумности и справедливости.  При должном уровне профессионализма юриста и желания сторон как можно быстрее прекратить конфликт -  в результате контролируемого диалога можно решить проблему на начальном этапе.
_______________________________
Если стороны сохранили желание общаться, значит всегда есть шанс договориться.
_______________________________

2. Правовое заключение.
 
Данный способ схож с диалогом и отличается от него способом доставки правовой информации сторонам конфликта. В случае, когда имеется предположение о неумышленном нарушении прав клиента, например, вторая сторона не знает о наличии этих прав, юридическая консультация ставит целью довести до нарушителя положения закона, которые он нарушает. Это может быть сделано в виде правового заключения, в котором даётся оценка ситуации с позиции закона. Такое заключение клиент передаёт своё оппоненту, а тот, в свою очередь, понимая противоправность своих действий, прекращает нарушать права клиента или добровольно приступает к исполнению принятой обязанности.
 
Примером добровольного способа урегулирования вопроса при юридической консультации является спор между наследниками о размере долей в наследстве. В правовом заключении юрист устанавливает всех наследников с указанием степени родства и указывает на размер доли каждого наследника. Понимание положений о равенстве долей в праве на наследство, в том числе с учётом права на обязательную долю, часто позволяет избежать не нужных судебных процессов.
_______________________________
Правовое заключение требует осмысления. После его вручения не требуйте сразу ответа.
_______________________________
 

3. Претензия

В ситуациях, когда противоположная сторона умышленно нарушает права клиента, решить проблему в рамках юридической консультации можно при помощи подготовки претензии. Претензия,  в отличие от правового заключения, имеет задачу не разъяснить сторонам конфликта их права и обязанности, а направлена на предъявление требования о прекращении противоправных действий. Существует требования к форме претензии и рекомендаций, которым нужно следовать при её составлении.
Претензия должна содержать чёткое указание на заявителя и адресата, которому эта претензия подаётся. Необходимо указывать как можно больше информации. Так, помимо наименования или фамилии имени и отчества, обязательно необходимо указывать адреса, ИНН ОГРН организаций, адреса электронной почты и т.д.
Структура текста претензии схожа со структурой искового заявления.  В ней присутствуют описательная, мотивировочная и просительная части.
 

3.1. Описательная часть претензии

В описательной части претензии необходимо изложить обстоятельства, предшествующие нарушению прав. При этом, факты необходимо излагать в хронологическом порядке. В тексте претензии не должно быть эмоций и личностных оценок. При подготовке документа необходимо указывать на доказательства, которыми подтверждаются описываемые факты. Например, при написании претензии по защите прав потребителя, по факту продажи некачественного товара, необходимо указывать на дату совершения покупки, дату и номер кассового чека, серию и номер гарантийного талона. При написании претензии в страховую компанию, в случая когда страховая не платит, необходимо указывать дату заключения договора страхования, серию и номер страхового полюса и все факты, связанные со страховым случаем.
 _______________________________
Никогда не пишите претензию в стрессовой ситуации. В законе нет требований, заставляющих сделать это немедленно.
_______________________________

3.2. Мотивировочная часть претензии
В мотивировочной части претензии указываются доводы, на основании которых будет выдвинуто требование. Такие доводы должны быть подкреплены ссылками на закон и подзаконные нормативно-правовые акты. Данную часть документа необходимо формулировать придерживаясь логической последовательности и максимально точно фиксировать все причинно-следственные связи.
Например, при претензии на возврат долгов в первую очередь необходимо отразить факт передачи денег, затем сослаться на фиксировании правоотношений в договоре или расписки. После необходимо указать на установление срока возврата денежных средств, продолжить изложением об окончании установленного срока. И только в завершении указать на необходимость возврата полученного по договору или расписке. После необходимо перейти к законодательному обоснованию требования, начиная с общих положений обязательственного права и завершая положения, регулирующими договор займа. При затруднении самостоятельного составления претензии Вам может быть оказана юридическая консультация, на которой юрист поможет выстроить все причинно- следственные связи и подкрепить их положениями закона.
 

3.3. Просительная часть претензии
Когда проблема изложена, доводы подтверждены, необходимо перейти к просительной части.  В ней необходимо чётко сформулировать требование, удовлетворение которого, приведёт к прекращению нарушения прав заявителя.  В большинстве случаев требование состоит из трёх частей: факта, последствия факта и срока. Например, в претензии о возврате денег по Закону «О защите прав потребителей»  сначала указывают на факт расторжения договора, а потом указывается последствие, то есть возврат денег. В конце указывают срок, в течении которого должны вернуть сумму. В тексте это выглядит следующим образом: «Заявляю о расторжении договора купли-продажи товара и требую вернуть уплаченную за него сумму в размере ста рублей в течение десяти дней со дня получения настоящей претензии».
_______________________________
Не бойтесь написать слишком много требований. Если считаете, что у вас есть на это право - пишите!
_______________________________
Не редки случаи, когда при составлении претензии, не указываются негативные правовые последствия, которые наступят для виновной стороны в случае продолжения нарушения прав.  К таким последствиям относится право клиента на обращение в государственные проверяющие органы и право на обращение в суд.  В претензии необходимо указать, что обращение в суд  приведёт к увеличению финансовых затрат, в том числе взыскание компенсации морального вреда и иных судебных расходов.
 
Подводя итог. Юридическая консультация поможет правильно и эффективно реализовать претензионный порядок разрешения спора, что поможет избежать ненужного судебного разбирательства.
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому | Назад к главному меню