Центр правовой помощи "СТОЛИЦА"
Перейти к контенту

Этапы вступления в наследство



Вступление в наследство, при наличии всех необходимых документов, является процедурой, при которой не требуется наличие специальных юридических знаний.
В данной статье мы расскажем, что необходимо знать для вступления в наследство, какие документы необходимы для открытия наследства, а так же что делать при отсутствии тех или если нотариус отказал в открытии наследственного дела.

Определение места открытия наследства

Первым шагом для вступления в права наследования является определение места открытия наследства.
Согласно действующему законодательству, место открытия наследства это то место, в котором наследодатель жил последнее время. При этом  под последним местом жительства является то жилое помещение, где наследодатель проживал преимущественное количество времени и где  находилось большинство  его вещей. Для примера, дача не является местом жительства, а соответственно не может считаться местом открытия наследства.

Определение территориальной подведомственности
Следующим шагом для вступления в наследство является определение территориальной подведомственности места открытия наследства к юрисдикции определённого нотариуса. Тоесть, необходимо определить какой нотариус обслуживает адрес последнего места жительства наследодателя.  Как правило, это ближайший нотариус, а если их несколько, то найти нотариуса для открытия наследства можно обратившись  в нотариальную палату.

Подача заявления нотариусу
Вступление в наследство юридически начинается с подачи нотариусу заявления об открытии наследственного дела и после его открытия нотариус укажет Вам на необходимость предоставить необходимые документы.

Документы для наследства
В первую очередь, для открытия наследственного дела необходимо свидетельство о смерти человека, имущество которого вы наследуете.
Следующими  документами, необходимыми для открытия наследственного дела, являются справка с места жительства умершего, выписка из домовой книги и копия финансово-лицевого счета. Так же вам необходимо собрать документы, которые бы подтверждали ваши родственные отношения с умершим, такие как свидетельство о рождении, свидетельство о браке и прочие.  Если в вашем случае наследующим имуществом является квартира, то необходимы следующие правоустанавливающие документы на квартиру, справка об инвентаризационной стоимости квартиры, экспликация и кадастровый паспорт, справка об отсутствии обременения или ареста, наложенного на квартиру. Последняя справка может быть получена в Департаменте Жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, (если квартира наследуется в городе Москва) на квартиры, право собственности на которые зарегистрировано до 31 января 1998 года и называется-  справка о зарегистрированных правах.

На квартиры, право собственности на которые зарегистрировано после 31 января 1998 года необходима выписка из ЕГРП, которую необходимо получить в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Если в вашем случае наследуется земля, то необходима выписка из земельного кадастра с оценкой на дату смерти наследодателя и выписка из ЕГРП. В случае наследования жилого дома, вам необходимо получить справку об оценочной стоимости жилого дома на дату смерти наследодателя и извлечение из технического паспорта жилого помещения (строения).

При наследовании автомашины необходимы следующие правоустанавливающие документы: ПТС и свидетельство о регистрации ТС. Так же необходимо провести оценку независимой экспертизы,  либо предоставить отчет о рыночной стоимости транспортного средства.

В случае наследования денежных средств с банковского счета, вам необходимо предоставить сберкнижку наследодателя.

При наследовании акций необходима выписка из реестра акционеров и рыночная стоимость акций на день смерти наследодателя.

Если все имущество наследуется вами по завещанию, необходимо завещание с отметкой нотариуса, у которого завещание составлялось, о том, что завещание не отменялось и о том, что завещание не изменялось.

Так же, для открытия наследственного дела могут понадобиться и иные документы.

После предоставления нотариусу документов, после истечения шестимесячного срока со дня подачи заявления, Вы сможете забрать у нотариуса свидетельство о праве наследования на определённое имущество.

Не редко возникают ситуации, когда вступление в наследство является затруднительным по причине отсутствия того или иного документа.  Решение данной ситуации зависит от того, есть ли этот документ в наличии и Вам его не дают, или такой документ вообще отсутствует.

Если вступление в наследство связано с предоставлением документа, в выдаче которого Вам отказывают, то по нотариальному запросу любой государственный орган или организация обязаны Вам его предоставить. В случае, если в выдаче необходимого документа Вам всё равно отказывают, то можно смело писать жалобу в прокуратуру.

В случае, когда вступление в наследство связано с предоставлением документа, который вообще отсутствует, то права на наследство  может у Вас возникнуть только в результате решения суда.

Если вам необходима помощь в нелегком вопросе вступления в наследство, необходима помощь во взаимодействии с государственными структурами, регистрирующими органами, обращайтесь! Наши специалисты помогут Вам.
Звоните 8(495) 773 -57-31 или 8(985) 385-11-96, мы Вам поможем!
Яндекс.Метрика
Назад к содержимому